(Русский) На работу в Россию

[:ru]Россия сегодня – самое привлекательное место для жителей ряда бывших республик СССР. О том, как сделать так, чтобы трудовая миграция приносила наибольшую пользу и нашей стране, и самим мигрантам, рассуждает руководитель региональной общественной организации «Конгресс ираноязычных народов» Эрадж Боев.

Наследие девяностых

– В 90-х годах прошлого века промышленность в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане оказалась в сложнейшей ситуации. Многие предприятия, остановившиеся тогда, не возобновили работу до сих пор. А вот рождаемость выросла: сказались возрождение патриархальных традиций и усиление роли религии, которая предписывает иметь много детей. При этом большое количество граждан трудоспособного возраста оказалось не востребованным на национальном рынке труда. Конечно, можно устроиться на хорошую работу и в своей стране, но при условии высшего образования, получить которое могут далеко не все. Да и крупных предприятий мало. Поэтому для многих людей единственный путь найти работу – это трудовая миграция в Россию или Казахстан.

Кстати, миграция безработных позитивно влияет на экономическую стабильность их стран, ведь трудовые отчисления от заработанных в России денег поступают в родную экономику. Правда, в 2013 году президент Узбекистана высказался за то, чтобы сдерживать отток выпускников средних специальных учебных заведений в Россию, например, заключая с ними договоры, по которым они не должны в течение трех лет уезжать из страны. Это было вызвано необходимостью начать процесс восстановления собственной экономики. Но для прочих граждан, достигших 18-летнего возраста, препятствий никто не чинит.

Поездка в кредит

Поездка в Россию для таджиков и узбеков всегда сопряжена со значительными финансовыми издержками. Чтобы купить билет до Москвы или Нижнего Новгорода, получить сертификат, встать на миграционный учет, заплатить за жилье, они часто берут в банках кредиты под большие проценты или занимают деньги у родственников. В кратчайшие сроки люди стремятся окупить эти затраты. Если же по каким-то причинам у мигрантов не получается трудоустроиться в России, они могут оказаться в долговой кабале.

Как правило, мигранты имеют весьма слабое представление о риске, связанном с приездом на чужбину. Например, отсутствие единой информационной базы, к которой могли бы иметь совместный доступ правоохранительные органы стран Содружества независимых государств, приводит к тому, что иностранный гражданин только в аэропорту другой страны может узнать, что по каким-то причинам въезд туда ему запрещен.

По предварительной заявке

Сегодня в среде мигрантов ощущается дефицит профессиональных кадров. Хорошую подготовку имеют, как правило, те, кто получил образование в советское время. Но поскольку российский рынок труда объективно заинтересован в трудовых мигрантах, необходимо осуществлять их профессиональную подготовку. Такой опыт, например, уже есть в Санкт-Петербурге. Профильные структуры правительства северной столицы и Таджикистана впервые в России достигли соглашения о подготовке кадров по предварительной заявке, позволяющей проводить организованный набор. Адресная подготовка специалистов – идеальный вариант, к которому должны, по идее, прийти и мы.

Система подготовки мигрантов по предварительной заявке обеспечит и полную прозрачность процедуры переезда, и полный социальный пакет, и жилплощадь. Решить проблему помогли бы многофункциональные адаптационные центры профессиональной подготовки и обучения мигрантов. Подготовкой специалистов могли бы заняться нижегородские профессиональные училища – по договору с предприятиями-работодателями.

Выучить русский

        Как известно, с этого года мигранты не могут устроиться на работу без сертификата, подтверждающего знания по русскому языку, нашей истории и основам законодательства. Мы отправляемся в один из нижегородских центров тестирования на экзамен для иностранцев.

Над школьной доской – портреты всех вершителей российской истории – от князя Владимира до нынешних времен. За партами – взрослые ученики, преимущественно из стран бывшего СНГ.

Кем был Ломоносов? Кто первым полетел в космос? Какое наказание последует, если вы угоните автомобиль в России?

– Я русский в школе учил, о России знаю много, – улыбается 37-летий Шафгат Исомов, строитель из Узбекистана, быстро справившись с заданием.

А вот его юный земляк не смог ответить по-русски на самые простые вопросы экзаменатора: как зовут, из какой страны приехал, когда день рождения.

– Чем моложе выходцы из стран бывшего СНГ, тем хуже их знания, – говорит преподаватель лингвистического центра Наталья Лудина. – Русский им в школе уже не преподавали, а освоить за неделю требуемые 850 лексических единиц непросто.

Впрочем, среди экзаменующихся не только строители и сезонные рабочие. Тридцатипятилетняя армянка Мадоян Ерануи окончила Ереванский госуниверситет, свободно владеет английским.

– У меня несколько специальностей. Например, могу парикмахером работать, лишь бы жить вместе с мужем, – говорит женщина. – Он получил работу в Нижнем Новгороде.

Двое сыновей Мадоян, 14 и 15 лет, по ее словам, уже освоились в школе в поселке Суроватиха.

Кстати, как говорят преподаватели центра тестирования, среди тех, кто к ним приходит, женщин в среднем вдвое меньше, чем мужчин. А в «нашей» группе из 27 человек представительниц слабого пола всего трое.

Для получения сертификата требуется набрать не менее 60 процентов правильных ответов. При этом неделя на подготовку – максимум, который мигранты могут себе позволить. Сертификат в миграционную службу они должны представить в течение 30 дней со дня выдачи разрешения на работу в России.

Кто захочет, дело найдёт

        Мы поинтересовались, что думают о ситуации с новыми правилами для мигрантов представители разных народностей в Нижегородской области?

Людмила Сидоренко, руководитель организации «Общество украинской культуры «Джерело»:

– У украинских беженцев никаких проблем в трудоустройстве не возникало – несколько молодых пар уехали жить и работать в Шатки, в Выксунский район. Мужчины преимущественно устраиваются строителями, женщины – воспитателями детских садиков. Кто хочет работать, всегда дело найдет.

Анвар Балтаев, руководитель организации поддержки выходцев из Республики Узбекистан:

– По правилам после сданного тестирования сертификат должен быть выдан в течение 15 дней, но на деле срок выдачи дольше. Если же мигрант не предоставит сертификат в миграционную службу в течение месяца после получения им разрешения на работу в России, то он автоматически становится нарушителем закона. И любое второе административное нарушение станет причиной его депортации.

Мутрибшо Мирзоев, руководитель организации выходцев из Республики Таджикистан «УМЕД» («Надежда»):

– Работать в России таджикам теперь невыгодно. Многим не по карману платить за патент, обучение русскому языку и тестирование. Тем более что всё подорожало – и проезд, и квартплата, и продукты. Поэтому сезонных рабочих из Таджикистана в этом году приедет меньше.

Батырбек Акылбеков, руководитель местной национально-культурной автономии кыргызов Нижнего Новгорода:

– Сейчас в области 3000 мигрантов из Кыргызстана, и самые большие проблемы для них – снять жилье и оформить документы. Но желающих приехать меньше не становится, многие везут с собой свои семьи.

                                                                                 «Нижегородская Правда»[:]

Асосгузори сулҳу Ваҳдати миллӣ – Пешвои миллат, Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон Эмомалӣ Раҳмон

ТАҚВИМ

Эълонҳо