[:ru]1 июля 2013 года Хорватия официально стала 28-м государством-членом Европейского союза. Празднества по случаю этого события не были особенно пышными: учитывая то, что экономика страны пятый год не выходит из рецессии…
1 июля 2013 года Хорватия официально стала 28-м государством-членом Европейского союза. Празднества по случаю этого события не были особенно пышными: учитывая то, что экономика страны пятый год не выходит из рецессии, а безработица достигает рекордных 21 процента трудоспособного населения, мало кто из хорватов настроен широко отмечать европейскую интеграцию.
Противники вступления Хорватии в Евросоюз встречают эту дату, вывешивая над своими домами черные флаги. «Призываем всех 1 июля, когда Хорватия станет членом ЕС, вывесить на своих домах, балконах и в окнах черные флаги. Для этого достаточно старой метлы и черной майки — Евросоюз не заслуживает большего», — подчеркивают они.
Представители движения «Оккупируй Хорватию» объявили о проведении в Загребе акции протеста против вступления в ЕС. Они намерены пройти колонной до центральной площади, где пройдут главные торжества. «Вступление в ЕС — экономический геноцид в отношении граждан страны», — подчеркивают активисты движения.
Согласно последним данным исследований общественного мнения, вступление Хорватии в Евросоюз безоговорочно поддерживает всего около 23 процентов населения страны. По мнению многих хорватов, европейская интеграция не принесет стране ничего хорошего, о чем говорят недавние примеры Греции и Португалии. Президент Хорватии Иво Йосипович так объяснил, почему страна хочет вступить в Евросоюз: «Потому что мы верим, что у ЕС есть будущее».
На преодоление пути Хорватии в ЕС потребовалось семь лет непростых и, зачастую, непопулярных реформ и решений, осуществляемых под контролем Брюсселя. В частности, Загреб выдал Международному трибуналу по бывшей Югославии ряд высокопоставленных военных и политических деятелей, обвиняемых в совершении военных преступлений, что вызвало весьма негативную реакцию граждан Хорватии. Власти страны были вынуждены продать многие прославленные судостроительные верфи, погрязшие в долгах. В стране началась борьба с коррупцией, в результате чего даже бывший премьер-министр Иво Санадер оказался за решеткой.
Неформальный лидер Евросоюза, канцлер Германии Ангела Меркель, не смогла присутствовать на торжественной церемонии вступления Хорватии в ЕС. Сославшись на занятость, она направила руководству страны видеопослание, в котором, помимо поздравлений, обратила внимание на необходимость укрепления главенства закона и дальнейшей борьбы с коррупцией.
Эксперты сходятся во мнении, что присоединение к ЕС улучшит имидж Хорватии как туристического направления и даже сможет принести новые инвестиции. К другим плюсам можно отнести то, что вступление Хорватии в Евросоюз значительно поднимет статус страны, а также то, что Загреб получит жизненно необходимые субсидии ЕС, передает ИТАР-ТАСС. Кроме того, Хорватия повысит свою инвестиционную привлекательность, а граждане страны смогут свободно передвигаться по территории Евросоюза, легко трудоустраиваться и получать высококачественное европейское образование.
В то же время, цена членства в ЕС для Хорватии может оказаться непомерно дорогой. Главные опасения заключаются в том, что экономически слабая страна может не выдержать неравной конкуренции с сильными соседями, в частности, с итальянцами. Многие боятся резкого повышения цен при том, что заработные платы останутся на том же уровне, а также введения для хорватского бизнеса завышенных европейских требований и, соответственно, разорения местных компаний. Кроме того, вызывает озабоченность и возможность наплыва в Хорватию огромного числа нелегальных мигрантов.
Многих хорватов пугает и перспектива выплаты своих сбережений в общеевропейский «котел», откуда эти средства пойдут на выплату греческих пенсий и португальских пособий по безработице. Кроме того, многие сомневаются в будущем Евросоюза и евровалюты, особенно на фоне призывов ряда стран к выходу из еврозоны и возвращению к национальным валютам. Смущает хорватов и перспектива окончательно потерять экономическую самостоятельность, особенно, в свете недавних договоренностей лидеров Италии и ФРГ о создании единого экономического правительства еврозоны.[:]